ЖУРАВЛИ
Мемориальный и литературно- художественный музей Андрея и Марины Кошелевых «Журавли»
161325, Россия, Вологодская область,
Тотемский район, село Никольское,
улица Сергея Мужикова, дом 3
График работы:
с 09:00 до 17:00
Ежедневно, по заявкам
biruzovy-dom@mail.ru

Вологда в жизни и творчестве Бунина. Часть 2

Спасо-Прилуцкий монастырь. 2006. Фото: Андрей Кошелев

Был в Вологде у Сашеньки

14 сентября 1930 года на вилле «Бельведер» французского города Грасс один из участников беседы с Буниным начинающий писатель Леонид Зуров поинтересовался, был ли Бунин на Севере.

– Был в Вологде.
– Когда?
– Да году в шестнадцатом. У Сашеньки.
– Кто это – Сашенька?
– А это его подружка по Орлу, – смеясь, ответила за супруга
Вера Николаевна.
– Какая это подружка?

В ответ Бунин рассказал о том, как осенью 1890 года в редакции газеты «Орловский вестник» появилась Александра Владимировна Померанцева:

– Пришла в редакцию барышня такая с очень нежным цветом лица, мгновенно вспыхивающая, в длинной чёрной юбке и сапогах с ушками. Принесла рукопись «История кусочка хлеба». Редактор дал мне прочесть. Оказалось, так талантливо, что мы ухватились за неё двумя руками… Потом мы долго не видались. Она была идейная революционерка. Когда я приехал к ней в Вологду, она жила с каким-то рабочим, большевиком.

Полтавские университеты Бунина

В шутливом разговоре с учениками Бунин не счёл нужным упомянуть о том, что с Сашенькой его связывали также встречи в Полтаве и Москве и небольшая по объему, но содержательная переписка.

Спасо-Прилуцкий монастырь. 2006. Фото: Андрей Кошелев. Фото справа. Александра Владимировна Померанцева. 1910-е
Спасо-Прилуцкий монастырь. 2006. Фото: Андрей Кошелев
Александра Владимировна Померанцева. 1910-е

После разрыва Бунина с «Орловским вестником» его старший брат Юлий в результате многомесячных усилий устроил Ивана и его гражданскую супругу Варвару Пащенко на работу в Полтавскую губернскую управу.

Здесь Бунину довелось испытать себя в должностях библиотекаря и статистика во время катаклизмов, обрушившихся на Россию в начале 90-х годов: 1891 – голод, 1892 – холера, 1893 – переселенческое движение, 1894 – смерть императора.

Ян всегда хвалил её

Вовлеченный в это время в сбор статистических данных в поездках по губернии, Бунин не только возмужал, посвежел и окреп, но и существенно пополнил свой багаж знаний и впечатлений. После поездок появлялись рассказы и стихотворения. Полтавский период жизни стал для Бунина его «университетами».

В Полтаве состоялась первая после ухода Бунина из «Орловского вестника» встреча с «Сашенькой». «Ян всегда хвалил её» – вспоминает в книге «Жизнь Бунина» В.Н. Муромцева-Бунина. В своих воспоминаниях она рассказала также о встрече с нею в Москве в конце 1913 года.

О том, как близко принимала Александра Владимировна Померанцева к сердцу все, что касалось Бунина, говорят её письма.

«Голубчик Иван Алексеевич, – пишет она Бунину в сентябре 1894 года, – так давно не имею о Вас никаких сведений, что решаюсь, наконец, воззвать к тебе. Скажи мне, где Варя, вернулась ли она из отпуска?..». Предчувствия не обманули Померанцеву – 4 ноября 1894 года Варя покинула Бунина. В оставленной ему записке она написала: ««Уезжаю, Ваня, не поминай меня лихом…».

После полтавской встречи Бунин на несколько лет потерял Померанцеву из виду: член большевистской партии, профессиональная революционерка, Померанцева подвергалась полицейским и судебным репрессиям, сидела в тюрьме, дважды была в ссылке, жила за границей.

Я давно разучилась плакать

В январе 1914 года Померанцева пишет Бунину: «…Как это случилось, что в одну из самых горьких минут… я получила твоё письмо-записку из Италии, дорогой Иван Алексеевич? ... Я давно разучилась плакать, потому что тесно связала себя с такой стороной жизни, где все упорство, труд, борьба, и ни места, ни времени нет слезам… Жалеть я буду горько, если мне не придётся увидеться с тобой весной…».

Каждый пошёл своей дорогой

Вскоре Померанцева была сослана в Вологду. В мае 1915 года её навестил Бунин.

«Я пришёл к ней в дом, – рассказывал Бунин своим «студийцам» Галине Кузнецовой и Леониду Зурову 14 сентября 1930 года, – поднялся по какой-то грязной лестнице... Постучал, она вышла, все в такой же длинной чёрной юбке…

– Сашенька, что же ты здесь живёшь?
– Да, я теперь живу с рабочим… Он чудная душа, необыкновенная, только, конечно, все –таки мне тяжело…

Померанцева также вспоминала эту встречу: «Прямо как в сказке: откуда ни возьмись… заявился ко мне … писатель, большой художник слова, получивший общее признание. Мы с ним дружили в наши молодые годы, когда оба работали в газете «Орловский вестник». Но это было так давно! Я не смогла тогда увлечь его вопросами политической жизни, а он тем более не мог отвлечь меня от революционной борьбы. И каждый пошёл своей дорогой…».

Я рос во времена величайшей русской силы

В день встречи в Вологде Бунин и Померанцева посетили расположенный за городом Спасо-Прилуцкий монастырь.

Некоторые авторы на основе бунинского текста «Странствия» утверждают, что после Вологды Бунин посетил Кириллов и Белозерск. Но так ли это?

Все, кто знаком с этими городами, увидят в «Странствиях» много несоответствий реальной географии. Из первоначального названия произведения – «Из записей неизвестного» – следует, что текст не является дневниковыми записями самого писателя.

Литературовед Леонид Климов пришёл к выводу, что рассказ Бунина «Из записей неизвестного» следует воспринимать как мифологический интертекст».

«Создавая текст «записей», – пишет исследователь, – повествователь Бунина совершает ритуал по преодолению метафизической смерти, связанной, прежде всего, со смертью памяти».

Та же задача – сохранение памяти о сильной России – решается в романе Бунина «Жизнь Арсеньева». В нем Бунин через строгое и трепетное описание частной жизни своего лирического героя бережно воссоздаёт свою Россию.

«Знаю точно, – говорит Бунин словами своего героя, – что я рос во времена величайшей русской силы и огромного сознанья её».

Поэтическое разнотравье

 

 

 

Автор статьи: Марина Кошелева
16.04.2023