ЖУРАВЛИ
Мемориальный и литературно- художественный музей Андрея и Марины Кошелевых «Журавли»
161325, Россия, Вологодская область,
Тотемский район, село Никольское,
улица Сергея Мужикова, дом 3
График работы:
с 09:00 до 17:00
Ежедневно, по заявкам
biruzovy-dom@mail.ru

Вологда в жизни и творчестве Бунина. Часть 1

Набережная реки Вологды. Справа – особняк Семёновых. 2020. Фото: Марина Кошелева

В глухом монастыре под Вологдой

23 января 1922 года Бунин записал в своём дневнике: «Ночью вдруг думаю: исповедоваться бы у какого-нибудь простого, жалкого монаха где-нибудь в глухом монастыре под Вологдой!».

Интерес к северному краю, заложенный ещё в раннем детстве Бунина, когда его гувернёр, студент Московского университета Николай Ромашков рассказывал Ивану «о дремучих, медвежьих лесах за Волгой», серьёзно усилился в разгар Первой мировой войны во время работы Бунина над темой схимничества и смирения. Писатель искал в то время пути ухода от мира насилия и кровопролития.

Однако же Вологда дала знать о себе ещё в юности Ивана Бунина, когда в 1889-1890 годах судьба свела его в редакции газеты «Орловский вестник» с двумя вологжанками, существенно повлиявшими на его жизнь и творчество. Одна из них – дочь вологодских дворян Надежда Алексеевна Семёнова.

В доме на Златоустинской набережной

Детские и отроческие годы Надежды Алексеевны прошли в Вологде в двухэтажном особняке на Златоустинской набережной в семье титулярного советника, губернского гласного и казначея земской управы Алексея Андреевича Семёнова.

Жена отставного штабс-капитана красавица Калерия Александровна Сомова, блиставшая на великосветских балах в здании вологодского Дворянского собрания, подарила мужу двух дочерей – Надежду и Елизавету. Однако ещё в самом нежном возрасте девочки остались круглыми сиротами.

Сначала они потеряли мать – та умерла сразу после рождения Елизаветы, а в 1872 году, когда старшей дочери Надежде исполнилось всего лишь 12 лет, трагическая случайность унесла и жизнь отца семейства.

Провалившись вместе с лошадью под лед на реке Вологде, напротив своего дома, и бросившись спасать лошадь, сани и земское имущество, Алексей Андреевич Семенов простудился, заболел и умер.

Из Вологды в Орёл

Осиротевших девочек взяла под опеку бабушка Елизавета Алексеевна. В Первом Успенском женском училище для благородных девиц Надежда и Елизавета получили уроки иностранных языков, музыки, рукоделия и ведения домашнего хозяйства.

После окончания училища Надежда на часть денег, полученных от продажи особняка, купила в 1881 году дом в Орле вместе с располагавшейся в нём редакцией «Орловского справочного листка» и типографией. На этой базе в 1881 году появилась ежедневная газета «Орловский вестник».

Семёнова восхищается моим умением владеть пером

В 1889 году Надежда Семёнова приглашает восемнадцатилетнего Ивана Бунина, имевшего за плечами лишь четыре годы учёбы в гимназии, на должность помощника редактора. «Семёнова читала в «Родине» моё журнальное обозрение, – писал Бунин 20 января 1889 года своему старшему брату Юлию, – и восхищается моим умением владеть пером».

Фото слева. Надежда Алексеевна Семёнова. 1880-е
Набережная реки Вологды. 2020. Фото: Марина Кошелева
Надежда Алексеевна Семёнова. 1880-е

Слева. Крайнее правое здание – это особняк Семёновых. 

Хотите, поедем в Москву?

По словам жены писателя Веры Муромцевой-Буниной, Надежда Алексеевна произвела на Бунина весьма сильное впечатление – она «очаровала и своей женственностью, и умом, и они сразу подружились».

В качестве друга Семёнова стала очевидцем изнуряющего пятилетнего любовного поединка юного Бунина с её племянницей Варварой Пащенко. Позднее тот получил отражение в произведениях писателя «Поздний час», «Сны Чанга», «В ночном мире» и «Митина любовь». В романе Бунина «Жизнь Арсеньева» образ Варвары Пащенко воссоздан в лице лирической героини Лики. В этом же романе за Надеждой Авиловой, редактором газеты «Голос», стоит создатель газеты «Орловский вестник» Надежда Семёнова.

В книге «Жизнь Бунина» Вера Николаевна Муромцева-Бунина писала: «Иван Алексеевич иногда с грустной улыбкой, много лет спустя, говорил мне, что Надежда Алексеевна была его «непростительно пропущенной возможностью». Он понял только позднее, что он действительно нравился ей, и что было бы лучше, если бы он увлёкся ею, а не Пащенко». Повторял это он и незадолго до смерти, всегда восхищаясь этой умной, изящной, обаятельной женщиной. Но он был юн, когда в первый раз увидел её, и она ему показалась недоступной».

Глава XV книги пятой романа «Жизнь Арсеньева» завершается разговором лирического героя с Надеждой Авиловой:

– Вы очень тоскуете? Она Вам не пишет?
– Нет. Но не в этом дело. Вся эта орловская жизнь не по
мне… Сижу все утро, и в голове такой вздор, точно я сумасшедший.
– Какой ещё ребёнок! – сказала она ласково и пригладила мне волосы.
– Быстро развиваются только низшие организмы, – ответил я, – а потом, кто не ребенок?...
– Хотите, поедем в Москву?

«Что-то жутко содрогнулось во мне, – пишет Бунин далее в романе «Жизнь Арсеньева», – Я покраснел, забормотал, отказываясь, благодарности… До сих пор вспоминаю эту минуту с болью большой потери».

В реальной жизни Бунина его поездка в Москву вместе с Надеждой Семёновой на французскую выставку состоялась в период с 23 июля по 3 августа 1891 года.

В 1893 году Надежда Алексеевна вышла замуж за Василия Евграфовича Сентягина. В 70-летнем возрасте она вернулась в родную Вологду.

Поэтическое разнотравье

 

 

 

Автор статьи: Марина Кошелева
17.04.2023