ЖУРАВЛИ
Мемориальный и литературно- художественный музей Андрея и Марины Кошелевых «Журавли»
161325, Россия, Вологодская область,
Тотемский район, село Никольское,
улица Сергея Мужикова, дом 3
График работы:
с 09:00 до 17:00
Ежедневно, по заявкам
biruzovy-dom@mail.ru

Великодворье

Ну вот мы и на границе, говорит один из моих попутчиков по дороге из Тотьмы в Николу. Издавна эта земля была предметом споров сначала новгородского и ростовского княжеств, затем была завоевана казанскими татарами и позднее опустошена в смутное время. Но вновь и вновь возвращались сюда люди и восстанавливали свои храмы. Едва виднеется отворотка на Нефедиху, следующая отворотка – Великодворье. Рядом ещё несколько деревень. Мало кто из путешественников заприметит вдалеке от дороги остатки каменного храма. Некогда он звался Печенгской Воскресенской церковью. А село, в котором он стоял, зовётся Подлипное.

«Я помню в этой церкви в 50 – 60-е годы были колхозные мастерские. Меня дядя заводил вовнутрь, всё внутри было замазучено. А летом мы маленькие бегали вокруг её. Очень было интересно наблюдать красивые иконы, высоко, под куполом кричали птицы. Звук неестественно разносился, и мы боялись, так как рядом было кладбище, даже 2 кладбища. Одно справа, старое с упавшими крестами перед церковью и второе, новое, напротив церкви. Моя бабушка Климова Манефа Александровна жила в деревне Подлипное».

Первые упоминания о селе мы встречаем в писцовой книге от 1623 года, в ней говорится о железоделательном промысле близ Подлипной: «Домна, что дмут в ней железо Толшемской волости крестьяне кузнецы Овдейко Семёнов со товарищи, а руду железную копают под деревней Подлипной в болоте».

Нет сомнений в том, что церковь здесь была ранее, так как в 1720 году в архиве упоминаются имена священнослужителей храма. Какой именно она была, нам неизвестно. В 1765 году в селе стоит уже каменный храм с приделами в честь Воскресения Христова – главный, святого Николая Мирликийского, святого Димитрия Ростовского. В 1868 году упоминается освящение этой же церкви священником Христорождественского тотемского храма Александром Кратировым. Был ли храм выстроен вновь или только подновлён нам также неизвестно.

Зато по архивам мы можем проследить судьбу священнического рода Рычковых, эта фамилия до сих пор встречается в здешних местах.

В 1720-х годах при церкви состоял дьячком Рычков Фёдор Степанов.

Один из его сыновей Андрей в 1776 был определён священником Дедовской Троицкой церкви Тотемского уезда вместо Афанасия Степанова, который был переведён в Великоустюгский Архангельский монастырь.

У Андрея было 2 сына, Иван и Яков. Иван Андреев Рычков поступает на приход к отцу дьячком (жена его Мария Васильева, дети их Николай, Афанасья).

В 1783 году Яков Андреев Рычков определяется пономарём Сретенской церкви города Тотьма (жена Евдокия, сын Арсений). В 1785 году рассматривается дело по прошению братьев, дьячка Дедовской Троицкой церкви Тотемской округи Рычкова И.А. и пономаря Сретенской церкви города Тотьма Рычкова Я.А., о взаимном обмене служебными местами.

Ещё одного сына дьячка Фёдора Рычкова звали Пётр, родился около 1738 года (жена его Мария Григорьева. Дети их: Стефан, Алексей, Елисавета).

Священник Стефан Петров Рычков родился в 1771 году, определён в 1816 году (жена Ульяна, дети: Марья, Еванфия, Аристарх).

В ГАВО есть документ о том, что в 1847 году вторым браком «венчан Благовещенской церковью на Вожбале приходский дьячок Аристарх» с Афанасией Фёдоровной Никифоровской, дочерью Пелагеи Стефановны и Фёдора Иоанновича Никифоровского, природою Вельского уезда. Дети их: Александра, Феофилакт, Феодор, Олимпиада (она выйдет замуж за Михаила, «природою Грязовецкого уезда Иоанно-Предтеченской Косяковской церкви умершего дьячка Александра Фёдоровича Смирнова сын»).

Священник Феофилакт Аристархов Рычков, «природою Тотемского уезда Благовещенской Вожбальской церкви бывшего псаломщика Аристарха Рычкова». По окончании полного курса наук в Вологодской Духовной Семинарии в 1868 году июня 20 дня был уволен с аттестатом 2 разряда и в том же году июля 14 дня Преосвященнейшим Павлом, бывшим Епископом Вологодским и Устюжским рукоположен во священника к Георгиевской Рубежской церкви Кадниковского уезда сверх штата.

В 1875 года июля 5 дня Преосвященнейшим Феодосием, бывшим Архиепископом Вологодским и Устюжским, за ревностную и полезную службу в сан иерея при весьма хорошем поведении награждён набедренником 1876 года июля 11 дня по резолюции того же Преосвященнейшего Архиепископа Феодосия указом из Вологодской Духовной Консистории как сверхштатный и как ближайший родственник настоятеля той церкви перемещён на должность штатного помощника настоятеля в Сохотскую Николаевскую Кадниковского уезда (деревня Лобаниха, Азлецкое с/п, Харовский район, Вологодская область). С 1882 по 1885 года состоял в должностях депутата по следственным и хозяйственным делам училищ и по делам Вологодского Духовного училища. С 1884 по 1886 годы был законоучителем Азлецкого Земского училища от каковой должности был уволен согласно прошению по отдалённости самого местожительства. По представлению Его Преосвященства Преосвященнейшего Израиля Епископа Вологодского и Устюжского за усердную и полезную службу Святейший Правительствующий Синод определением своим от 25 февраля 1885 года удостоен награждения скуфьей. 1885 года 20 августа согласно избранию духовенства, бывшего на собрании при Флоро-Лаврской Кумзерской церкви Преосвященнейшим Израилем Епископом Вологодским и Устюжским утверждён кандидатом депутата на духовно-училищные съезды. Грамоту, свидетельства на набедренник и скуфью и переводный указ имеет.

В семействе у него сын Александр, 1881 года по безуспешности за слабостию зрения согласно прошению отца, уволен из приготовительного класса Вологодского Духовного училища, находится при отце. У Александра жена Афанасия (раскулачена в 1930 году, реабилитирована в 2001 году) и дети: Александра, Владимир, Василий (погиб в 1943 году под Курском), Николай (раскулачен в 1930 году, реабилитирован в 2001 году, награждён орденом Отечественной войны I степени).

Феодор Аристархович 22 марта 1868 года определён на дьяческое место к Вожбальской Благовещенской церкви Тотемского уезда Вологодской епархии. 22 мая 1868 года уволен от прихода. 31 июля 1868 года определён пономарём к Кулойской Воскресенской церкви Тотемского уезда, 6 августа посвящён в стихарь. 19 июля 1872 году перемещён на пономарское место к Царевской Воскресенской церкви Тотемского уезда. 6 апреля 1878 г. зачислен на место псаломщика (жена Таисия. Дети: Николай, Иоанн, Алексей, Александра, Манефа, Мария).

На этом история священнического рода Рычковых не исчерпывается, указаны лишь прямые потомки дьячка Рычкова Фёдора Степанова.

Нам известно имя Ермолина Николая Симеоновича. Родился 29.04.1854 года в семье псаломщика. Получил домашнее образование. Послушник Тотемского Спасо-Суморина монастыря. 19.02.1882 года – определён во псаломщика к Лохотской Происхожденской церкви Тотемского уезда. 1892-1895 года – входящий псаломщик при Ляльской церкви Яренского уезда Вологодской губернии. 1895 год – псаломщик Печенгской Воскресенской церкви Тотемского уезда. 1898 год – псаломщик Ляльской церкви. Лохотская Происхожденская церковь уцелела, сейчас ведутся восстановительные работы. Но погост Лохта на одноимённой реке включал 2 храма. Деревянный храм в Лохте, XVIII века, уже в начале ХХ века был ветхим и в официальных списках не значился. Не отражён он и в материалах Императорской Археологической комиссии. Запечатлел его на своей акварели Ф. М. Вахрушов: деревянный храм типа «восьмерик на четверике», покрытый полукруглым сводом, увенчанным небольшим восьмериком с главкой.

В списке населённых мест (1859 год) мы видим: Нефедовскую (Нефедиху) при ключах в 21 двор, Подлипное, при ключах, 24 двора, Великий двор, при колодцах, 25 дворов, Княжиха, при ключах, 6 дворов, Давыдиха, при реке Печеньге, 21 двор, Воронино, при ключах, 22 двора, Воронино, при ключах, 22 двора. Все они составляли приход Печенгской Воскресенской церкви. К 1911 году в Великом дворе 51 двор (129 мужчин), в Воронино 41 двор (108 мужчин), в Давыдихе 55 дворов (134 мужчины), в Княжихе 17 дворов (59 мужчин).

В Нефедихе была построена часовня Петра и Павла, среди жителей бытует легенда о том, что часовня должна была стоять на угоре, но неведомыми путями она возвращалась туда, где стоит по сей день. Уж не к тем ли ключам, о которых упоминается в XIX веке? Известно, что в часовне было перекрытие «небом». Ещё недавно сохранялись остатки выбеленной рогожи, которая была натянута на каркас потолка. Угадывается, что небо было выкрашено. Но в какой цвет, тем более, был ли какой-то сюжет, сейчас установить невозможно.

Печенгская Воскресенская церковь и Петропавловская часовня сейчас находятся в руинированном состоянии. В Великодворье выстроена новая деревянная церковь. Ближайшие приходы – Никольский храм в селе Никольском и Покровский в Печеньге, на ходучей стороне Сухоны. Постоянного причта при храмах нет.

Зримым свидетелем миновавших времён является дом Е. Н. Слободиной. Выявлен в 1979 году в ходе экспедиционного обследования Тотемского и Нюксенского района специалистами института «Спецпроектреставрация» г. Москва. Перевезён на территорию музея «Семёнково» в 1987 году. Дом Е. Н. Слободиной представляет собой комплекс дом-двор типа «брус» с четырёхстенной избой в жилой части, стоящей на высоком подклете, и пристроенным с боку сенником, объединённым с крыльцом общей односкатной кровлей. Крыльцо простой конструкции с одномаршевой лестницей. Оконные проёмы обрамлены высокими развитыми навершниками, оформленными глухой резьбой с солярными мотивами и филенчатыми ставнями. Такое декоративное оформление окон в жилой части получило широкое распространение на южных территориях бывшего Тотемского уезда.

Заволжская Фиваида

 

 

 

Автор статьи: АЛИКС
28.05.2023